Методические рекомендации по созданию web-портфолио ученика
Ситуация становления Российского информационного общества, модернизационные процессы в системе школьного образования, компетентностный подход и ориентация на ФГОС, заставляют научно-педагогическое сообщество сосредоточить внимание на вопросах качества образования, поиске актуальных способов, средств, методов и технологий оценивания результатов. Особенную актуальность приобретает аспект оценки и презентации уровня развития и сформированности УУД обучающихся. Подобный интерес обусловлен разобщённостью современных требований к образовательно - профессиональным результатам и традиционными средствами их оценивания.
Одно из высоких позиций среди средств оценки и презентации учебных и личных результатов определено «портфолио». Сегодня вопрос о переходе на идеологию «портфолио» отмечается на самом высоком уровне. Но каждый учитель задает себе вопрос: «Как разработать web-портфолио? С чего начать?» Как помочь обучающимся? И именно для них мы разработали рекомендации по созданию web-портфолио ученика.
Рекомендации состоят из 10 методически обоснованных пунктов. Описывают действия обучающегося и на каждом из этапов создания личного web-сайта.
Итак, разработанные методические рекомендации по созданию web-портфолио ученика, для оценки и презентации результатов, сформулированы следующим образом:
В начале пути необходимо определиться с самим понятием web-портфолио. Ведь это не только способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень знаний. Портфолио ученика показывает уровень подготовленности и уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности. Электронное портфолио обучающегося − это web-базированный ресурс, сайт ученика, который отражает индивидуальность и достижения владельца.
Далее необходимо определиться с целью создания web-портфолио. Ведь его главное назначение − продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своих компетенций, таких как реализованные проекты, участия в олимпиадах и конкурсах, проведённые исследования. Портфолио позволяет проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.
На следующем этапе, необходимо определиться к какому виду вы отнесете свое web-портфолио. Как правило, чистых типов не бывает, потому, что спектр деятельности современного ученика может быть настолько широк, что собрать воедино все результаты учебной и результаты внеурочной деятельности в одном типе просто невозможно. В этом случае необходимо создать такое электронное портфолио, которое объединит весь набор работ обучающегося и представит все аспекты его деятельности в виде полной картины.
Чуть позже можно в сети Интернет найти индивидуальные web-портфолио учеников, студентов, преподавателей, специалистов, представителей различных профессий. И проанализировать их с позиции:
а) структуры;
б) оформления;
в) содержания;
г) креативного подхода к реализации задаче по разработке web-портфолио;
д) посещаемости (популярности).
В результате анализа создать собственную модель (наполненную содержанием) (или проект) web-портфолио. Оформить в программах по выбору (word, corel draw, Paint, Power Point).
Также на этом этапе можно рекомендовать ученикам воспользоваться специально разработанным образовательным web-квестом на тему: «Web-портфолио как способ оценки и презентации образовательно-профессиональных результатов учителя» (см. http://mediateacherxxi.ucoz.ru/index/webquest_po_pedagogike/0-10). Данный web-квест по своей сути является комплексным проблемным заданием c элементами игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета.
Следующий шаг – необходимо определиться со структурой своего индивидуального web-портфолио. Можно сделать эскиз. Портфолио оформляется следующим образом:
1. Титульный лист (с указанием образовательного учреждения, Ф.И.О. ученика).
2. Оглавление с перечнем материалов, включенных в соответствующие разделы портфолио (с указанием страниц).
3. Практическая часть, состоящая из материалов по разделам портфолио и свидетельствующая о подготовке обучающегося и результативности его деятельности.
Электронный портфолио ученика может включать в себя:
Общие сведения об ученике.
Результаты учебной деятельности.
Результаты внеурочной деятельности.
Исследовательские работы.
Учебно-материальную базу и т. д.
Следующий шаг – практическая работа, во время которой формируется умения и опыт работы с медиа и в медиа - пространстве. В специально организуемом медиаобразовательном пространстве (это может быть:
Виртуальный методический кабинет.
Дистанционная платформа «MOODLE», чтобы разработать индивидуальный web-портфолио ученика.
Задача обучающегося выстроить свой web-портфолио согласно ранее им разработанной модели (проекте):
1. Наполнить его содержанием.
2. Сделать его функциональным, максимально презентабельным, привлекающим внимание.
3. Демонстрирующим все достижения владельца web-портфолио.
Далее ученик организует посещение своего web-портфолио другими обучающимися, а так же педагогами с целью анализа и оценки медиапродукта, а также для того, чтобы обменяться необходимыми материалами и информацией.
Заключительным этапом является собственная оценка своего web-портфолио с целью совершенствования своего медиапродукта. Оформление должно соответствовать следующим требованиям:
1. Системность, частота обновления.
2. Достоверность.
3. Объективность.
4. Широта охвата участников образовательного процесса.
5. Структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений.
Итак, нами были сформулированы методические рекомендации по созданию индивидуального web-портфолио ученика, а также критерии для его оценивания. Ориентируясь на данные рекомендации и критерии оценивания web-портфолио, педагог сможет помочь в создании, а ученик будет знать конкретные шаги по созданию личного web-ресурса для оценки и презентации собственного уровня УУД. Мы надеемся, что данные рекомендации станут ценным инструментом для современной образовательной практики.